Классный руководитель: Коновалова Н.В.
Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Ивацевичского райисполкома
Государственное учреждение образования
ДОМАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
МАТЕРИАЛЫ:
1. Занятие: "Интернет: возможности, опасности, ловушки"
2. Занятие: "Жизненный путь или Дорога жизни"
3. Презентация: V областной конкурс "Молодёжь - за РАВНОдействие!"
ФОТОГАЛЕРЕЯ
Коновалова Н.В., консультант равного обучения, руководитель отряда.
Внимание!
Реализовывая принцип равного обучения в сфере здорового образа жизни волонтёры-инструкторы, учащиеся 10-х классов ГУО «Домановская средняя школа» подготовили следующие темы:
«Рациональное питание – путь к здоровью;
«Риск и рискованное поведение»;
«В паутине социальных сетей!» ;
«Групповое давление и умение говорить НЕТ!»;
«Не такой как все»;
«Эмоции и чувства»;
“Яд сквернословия”; и др.
Волонтёры-инструкторы, учащиеся 10-х классов ГУО «Домановская средняя школа» готовы посетить классные часы.
Выбирайте и приглашайте!
На базе государственного учреждения образования «Домановская средняя школа» в 2014 году продолжила работу волонтерская группа проявившая интерес к принципу «равный обучает равного», разрешение которой способствует улучшению качества образования и создает условия для самореализации учащихся.
Результатом работы является подготовка мотивированных волонтёров (подростков, юношей и девушек), помогающих своим сверстникам, а также людям с близким образовательным уровнем, социальным статусом или тем, кто имеет общие интересы и потребности, приобретать новые знания, развивать умения и навыки, формировать ценностные ориентации, установки, направленные на здоровый образ жизни, сохранение репродуктивного здоровья, на нравственное отношение к себе и другим людям, на безопасное и ответственное поведение.
Равное обучение - процесс, при котором подготовленные и мотивированные волонтеры (подростки, юноши и девушки) помогают своим сверстникам, а также людям с близким образовательным уровнем, социальным статусом или тем, кто имеет общие интересы и потребности, приобретать новые знания, развивать умения и навыки, формировать ценностные ориентации, установки, направленные на здоровый образ жизни, сохранение репродуктивного здоровья, на нравственное отношение к себе и другим людям, на безопасное и ответственное поведение.
Сущность равного обучения раскрывается через основные понятия.
Принцип «равный обучает равного» (РОР) - принцип, который обеспечивает передачу достоверной социально значимой информации через доверительное общение «на равных» подготовленных волонтеров-инструкторов со сверстниками, происходящее в форме обучающих занятий, тренингов, акций, бесед, консультаций и т.д.
Сверстник - член определенной демографической группы, близкий другим членам группы по возрасту.
Равный - это человек, принадлежащий к определенной социальной группе, условно объединяемой на основе возраста, уровня образования, социального статуса, вероисповедания, вида деятельности и т.д.
Волонтеры-инструкторы - добровольцы из числа учащихся (14 - 18 лет), прошедшие специальную теоретическую и методическую подготовку по вопросам здорового образа жизни и культуры поведения на основе принципа «равный обучает равного», обучающие сверстников близкого образовательного уровня.
Волонтеры-инструкторы передают знания, способствуют формированию поведенческих установок, умений и навыков в области здорового образа жизни, нравственности у равных по возрасту, образовательному уровню, социальному статусу молодых людей путем проведения мероприятий по принципу РОР.
Педагог-консультант - педагог, прошедший специальную теоретическую и методическую подготовку, осуществляющий подготовку и сопровождение деятельности волонтеров-инструкторов со сверстниками по принципу «равный обучает равного» в области здорового образа жизни и культуры поведения.
Предварительная подготовка и обучение педагога-консультанта проводится в учреждении дополнительного образования взрослых (Академия последипломного образования, региональный институт развития образования и др.) и / или в общественном объединении, имеющем право заниматься подобной деятельностью.
Педагог-консультант обучает, координирует действия волонтеров-инструкторов, сопровождает их в процессе практической работы, осуществляет информационно-методическую и организационную поддержку.
Равное обучение осуществляется в процессе специально организованных мероприятий или неформального общения подростков, юношества. Оно может проводиться в группах или индивидуально в различных условиях: в учреждениях образования, в других государственных учреждениях и организациях, работающих с детьми и молодежью, а также с детскими и молодежными объединениями.
Основные преимущества реализуемых программ равного обучения заключаются в следующем:
Ø социальная значимость программ равного обучения, участие в которых способствует формированию у подрастающего поколения мотивации, знаний, умений и навыков здорового образа жизни, содействует профилактике социально опасного поведения, вредных привычек, заболеваний;
Ø равное обучение носит дополняющий характер и может осуществляться при освоении обучающимися воспитательных программ, реализуемых в учреждениях образования;
Ø обучение по принципу РОР может выступать альтернативой традиционному подходу, когда педагог просто транслирует информацию, а учащиеся являются пассивными слушателями;
Ø равное обучение ориентировано на ценности, интересы и потребности подростков, юношей и девушек;
Ø научная обоснованность равного обучения доказывает, что подростки, юноши и девушки могут в рамках специальных занятий передать сверстникам необходимую достоверную информацию, соответствующую их потребностям и интересам;
Ø в основу равного обучения положены концепции свободного выбора, ответственности, сотрудничества участников (равных по возрасту, образовательному уровню, социальному статусу и т.д.);
Ø равное обучение создает условия для самостоятельной деятельности
подростков и юношества, в том числе их самостоятельности в процессе принятия управленческих решений, организации деятельности, способствующей их самообразованию, саморазвитию, самореализации;
Ø равное обучение обусловлено психологическими особенностями подросткового и юношеского возраста, а именно значимостью для подростков, юношей и девушек общения со сверстниками, которые хорошо знают и понимают их интересы, потребности, стремления и страхи;
Ø равное обучение предполагает способность сверстников к взаимопониманию на основе общности ценностных ориентиров, установки жизненного опыта;
Ø равное обучение предусматривает влияние авторитета и опыта сверстников на личностное развитие подростков, юношей и девушек, так как именно со сверстниками обсуждаются многие «горячие»вопросы”, включая взаимоотношения полов и репродуктивное здоровье;
Ø программы равного обучения отличаются практической ориентированностью;
Ø участие в программах равного обучения предоставляет широкие возможности для развития лидерских, коммуникативных способностей, умений и навыков подростков, юношей и девушек;
Ø программы, методы и формы равного обучения имеют экономическую значимость: не требуя больших материальных затрат, они приносят экономические выгоды (например, снижают расходы на здравоохранение).
III. Планирование и реализация программ равного обучения осуществляется с учетом гендерных особенностей подростков, юношей и девушек. Программа, методики и конкретные мероприятия равного обучения исходят из интересов всех участников и предоставляют юношам и девушкам равные возможности для участия, самореализации и взаимодействия с акцентом на понимание специфики гендерных взаимоотношений.
- уважение, реализация и защита прав человека;
- учет социокультурных особенностей конкретного сообщества;
- толерантность и разнообразие мнений участников равного обучения независимо от социального статуса, возраста, вероисповедания и т.д.;
- гендерное равенство и справедливость;
- защита личной чести и достоинства, конфиденциальность;
- признание и защита ценностей, интересов и потребностей личности;
- профилактика личностных проблем и конфликтов межличностного взаимодействия;
- обеспечение своевременной, достоверной, точной и доступной информацией, которую волонтеры-инструкторы могут передать сверстникам;
- учет личностных проблем, недостатков, особенностей волонтеров-инструкторов, которые могут повлиять на сверстников;
- демократический стиль взаимодействия волонтеров-инструкторов со сверстниками (самостоятельное принятие решений, самоуправление, отсутствие давления, открытость и доступность информации и ресурсов, проведение дискуссий, дебатов, голосования, предложение компромисса и т.д.)
Для осуществления эффективной деятельности по организации и проведению равного обучения педагог-консультант должен обладать определенными теоретическими и методическими знаниями и умениями, в частности:
знанием:
- основных принципов, ценностей, стандартов, теоретических положений равного обучения;
- содержания, средств, методов, форм равного обучения;
- медицинских и социокультурных основ здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний, вредных привычек, рискованного поведения;
- психологических особенностей развития личности в подростковом, юношеском возрасте;
- социально-психологических основ межличностного и группового взаимодействия;
- содержания, средств, методов и форм подготовки и педагогического сопровождения волонтеров-инструкторов;
умениями в области:
- моделирования и проектирования программ равного обучения с учетом возрастных особенностей, ценностей, интересов, потребностей подростков, юношей и девушек, а также конкретных социально-педагогических условий учреждения образования;
- применения основных методов, форм равного обучения в процессе взаимодействия с подростками, юношами и девушками;
- конструктивного взаимодействия в группе;
- использования основных методов, форм подготовки и педагогического сопровождения работы волонтеров-инструкторов;
- осуществления мониторинга и оценки эффективности процесса равного обучения в учреждении образования, с применением соответствующих методов исследования, диагностических методик;
- коммуникации, организаторской деятельности.
Наряду со многими преимуществами равного обучения необходимо отметить возможные трудности и проблемы:
- сложность в достижении устойчивости процесса равного обучения (смена
волонтеров-инструкторов, различный уровень их подготовки, практического опыта, возможный недостаток времени, ресурсов и др.);
- погрешности в оценке эффективности обучения по принципу РОР (уровень и качество знаний, умений и навыков подростков, юношей и девушек, степень их применения на практике, мотивации и т.д.), так как результаты равного обучения могут проявиться спустя несколько лет;
- возможность негативного воздействия на сверстников со стороны недостаточно мотивированных и подготовленных волонтеров-инструкторов (они могут передавать неточную, недостоверную информацию, подавать негативный пример, злоупотреблять положением, вызывать конфликты в группах и пр.);
- отсутствие поддержки со стороны администрации учреждения образования, которая может быть не заинтересована в эффективной реализации равного обучения;
- незаинтересованность педагога-консультанта, который организует равное обучение по распоряжению руководителя учреждения образования, только потому, что это вменено ему в обязанность;
- авторитарный стиль деятельности педагога-консультанта и / или волонтеров-инструкторов, подавляющий инициативу, самодеятельность участников равного обучения;
- формализм, ориентация педагогов-консультантов и волонтеров-инструкторов на количество, а не на качество проводимых мероприятий;
- недостаточная поддержка деятельности педагога-консультанта, волонтеров-инструкторов (из-за незнания, непонимания, незаинтересован-ности) педагогическим коллективом учреждения образования, родительской общественностью.
Несмотря на вышеназванные трудности, организация процесса равного обучения в учреждении образования может в значительной степени повысить эффективность образовательной деятельности в области здорового образа жизни и формирования культуры поведения подростков, юношества.
Учащимся о принципе «Равный обучает равного»
Принцип «равный обучает равного» (peereducation) – принцип, при котором значимая информация передается через доверительное общение на равных подготовленных волонтеров со сверстниками. Формат передачи информации может быть в виде обучающих занятий, семинаров, акций, бесед, тренингов и т.п. Сверстником в данном случае является член определенной группы, равный по возрасту другим членам этой группы. А равный - это человек, который принадлежит к той же группе по каким-либо признакам (возраст, состояние здоровья, образование, социальный статус, религия, вид деятельности и др.)
Принцип “равный обучает равного” используется во многих сферах - например, репродуктивное здоровье, планирование семьи, профилактика насилия, ВИЧ-инфекции, наркопотребления, навыки рационального питания и др.
Все мероприятия проходят интерактивно, т.к. используются различные методы работы: беседы; дискуссии; дебаты; мозговые штурмы; метод анализа историй и ситуаций; ролевые, деловые и коммуникативные игры; творческие конкурсы.
Что дает подростку участие в программе подготовки волонтеров-инструкторов?
Волонтерская деятельность способствует:
а также расширяет круг интересов и помогает лучше понимать проблемы и трудности сверстников.
На базе нашей школы реализуется проект «ПОДГОТОВКА ВОЛОНТЕРОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ПОДХОДА «РАВНЫЙ ОБУЧАЕТ РАВНОГО» В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ».
Учащиеся 10-х классов с большим интересом посещают данный кружок по субботам: к.14. Руководителем кружка является педагог-организатор, педагог-консультант равного обучения Коновалова Наталья Васильевна.
Родителям о принципе «Равный обучает равного»
Принцип «равный обучает равного» внедряется в систему общего среднего образования Министерством образования при поддержке Правительства Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) и Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА).
Почему важно внедрение принципа «равный обучает равного»?
Внедрение принципа «равный обучает равного» направлено на совершенствование образовательного процесса в части формирования навыков здорового образа жизни, безопасного и ответственного поведения, укрепления нравственно-этических принципов среди юношей и девушек.
В основе данного принципа лежит передача знаний подготовленными волонтёрами своим сверстникам, а также формирование у них определенных навыков через доверительное общение, происходящее в форме обучающих занятий, тренингов, акций, консультаций, бесед, проводимых по специально разработанным модулям, наполнение которых строго отвечает возрасту целевой группы подростков. Это обусловлено тем, что в подростковом возрасте при получении информации по значимым вопросам (культура поведения, репродуктивное здоровье, профилактика курения, наркомании, алкоголизма, ВИЧ_инфекции) юноши и девушки больше доверяют своим сверстникам.
Как происходит процесс подготовки педагогов и подростков?
Министерством образования разработаны и утверждены образовательные программы, а также стандарты подготовки педагогов-консультантов и учащихся.
Педагоги-консультанты, получившие сертификаты государственного образца, в своих школах на добровольной основе формируют команды волонтеров-инструкторов из числа учащихся. Прошедшим обучение подросткам по результатам тестирования вручается сертификат, позволяющий разрабатывать и проводить занятия со своими сверстниками.
Педагог-консультант не только обучает, но и сопровождает волонтеров-инструкторов в процессе их самостоятельной образовательной деятельности, анализирует совместно с подростками положительные и отрицательные стороны их школьной жизни, достижения и успехи, возникающие трудности и помогает находить правильные решения в сложных ситуациях.
В чем преимущества обучения по принципу «равный обучает равного»?
Обучение с использованием данного принципа:
Непринужденная атмосфера общения позволяет молодым людям быть более откровенными, открытыми, высказывать свою точку зрения, задавать вопросы, обсуждать значимые проблемы, обмениваться опытом, вырабатывать и апробировать новые модели поведения.
Что дает подростку участие в программе подготовки волонтеров-инструкторов?
Волонтерская деятельность способствует:
а также расширяет круг интересов и помогает лучше понимать проблемы и трудности сверстников.
Дорогие родители, уважаемые союзники в воспитании и обучении ваших детей!
Ваше содействие участию вашего ребенка в реализации программ равного обучения будет способствовать формированию его активной жизненной позиции, повышению мотивации безопасного поведения и ответственности за свое здоровье.
Желаем крепкого здоровья, успехов вам и вашим детям!
В нашей школе кружок по равному обучению проводится каждую субботу для учащихся 8 - 10-х классов.
Заседание волонтёрского отряда "Забота" 28 марта 2023г. Круглый стол "Наши планы на будущее".
Классный руководитель 7 класса : Коновалова Н.В.
Волонтёрская акция "Ромашка", посвященная профилактике туберкулёза.
Акция "Рука помощи", оказание помощи в расчистке снега пожилым людям.
Педагог - организатор: Коновалова Н.В.
Акция "Обелиск". Расчистка воинских захоронений от снега.
В канун дня волонтера два лучших волонтера нашей школы, Мордвинцева Эльвира и Солонко Наталья получили поощрительные подарки от районной организации Красный Крест.
В 1992 году Генеральная Ассамблея ООН в рамках Международной программы действий провозгласила 3 декабря Международным днем инвалидов. В нашей стране указом Президента он объявлен Днем инвалидов Республики Беларусь.
Эта дата - день особого внимания к людям с ограниченными физическими возможностями, день, призванный напомнить, что мы вместе должны заботиться о тех, кто нуждается в нашем содействии и помощи. Не остались без внимания и особенные ребята из нашей школы, которые получили не только внимание и поддержку в канун этого дня, но и получили от волонтеров школы небольшие подарки.
Педагог - организатор: Коновалова Н.В.
Республиканская акция "Уважение. Забота. Ответственность". Волонтерский отряд "Забота" принял активное участие в акции. Ребята 7 и 11 классов оказывали помощь одиноко проживающим престарелым людям, нуждающимся в помощи. Они не только собирали яблоки в саду, оказывали помощь в уборке домов, но и вели разговоры о их жизни. Желали им крепкого здоровья, долгих лет жизни. Так же наводили порядки на братких захоронениях.
Классный руководитель: Коновалова Н.В.
В 11 классе прошло тренировочное занятие по оказанию первой медицинской помощи.
Педагог - организатор : Коновалова Н.В.
Учитель медицинской подготовки: Колтун Н.М.
Волонтёрская профилактическая акция "Нет наркотикам в молодёжной среде".
Педагог - организатор: Коновалова Н.В.
В 7 классе прошла волонтёрская акция "День без автомобиля" под девизом "Улучшенные связи". Ребята призывали всех водителей оставить сегодня свои автомобили и пройтись пешком. Ведь это и здоровый образ жизни , и планета немного станет чище.
Классный руководитель: Коновалова Н.В.
В рамках факультативного занятия по ОБЖ в 7 классе было проведено занятие о Всемирном дне помощи. Ребята самостоятельно определили какую первую медицинскую помощь могу оказать до приезда скорой помощи.
Круглый стол "Волонтёр. - звучит гордо!". Ребята познакомились с волонтерский деятельностью в нашей школе, которая направлена на развитие и продвижение волонтёрского движения как формы участия в жизни общества и решения социальных проблем. Так же ребята узнали об истории создания Международного Комитета Красного Креста. За круглым столом обсудили вопросы и построили план работы волонтеров 7 класса.
Педагог - организатор: Коновалова Н.В.
Мотивационное мероприятие "День волонтера". При поддержке ПО КК для волонтеров отряда "Забота" было организовано и проведено мероприятие по маршруту Ивацевичи- Историко-краеведческий музей- бассейн- Бытень-Доманово. Ребята узнали о геноциде на территории Ивацевичского района, побывали на еврейских захоронениях в г.Ивацевичи, братских захоронениях д. Бытень, аг. Доманово. И как же без отдыха. Ребята побывали в плавательном бассейне, был организован сладкий стол для ребят.
Педагог - организатор: Коновалова Н.В.
Учитель физической культтуры: Студеничник С.В.
В рамках акции "Безопасное лето", волонтерами отряда "Забота" были сформированы подарочные наборы ребятам из оздоровительного лагеря труда и отдыха "Ритм' в виде рабочих рукавиц и кусочка мыла. За активную работу в учебном году волонтеры от Красного Креста так же получили подарки в виде гигиенического крема для рук.
Педагог - организатор: Коновалова Н.В.
Игровая программа "Праздник радости", посвященный Международному Дню защиты детей.
Акция "Сделай свой выбор!Выбери жизнь без табака".
Классный руководитель: Коновалова Н.В.
Ежегодно в третье воскресенье мая во всем мире принято вспоминать людей, умерших от СПИДа.Целью проведения этого дня является объединение усилий всего мира в борьбе с глобальной эпидемией, унёсшей миллионы жизней, повышение уровня осведомленности людей о ВИЧ-инфекции, выражение поддержки тем, кто живет с ВИЧ, а также возможность для молодых людей задуматься о том, что эпидемия СПИДа может коснуться каждого из нас.
В Домановской средней школе 14 мая прошла волонтёрская акция "Сохраняя жизнь".
Педагог - организатор: Коновалова Н.В.
Волонтёрская акция "Доброе сердце". Сегодня волонтерами отряда "Забота" были вручены продуктовые наборы от районной организации Красного Креста семье Шавель.
7 апреля 2022г. прошла акция "Здоровье - здоровая нация".
Педагог - организатор : Коновалова Н.В.
Круглый стол "Мы волонтеры" прошёл 28 марта 2022 года. Ребята узнали, что миссия волонтера помогать людям нуждающимся в любой помощи. Круглый стол завершился упражнением "Я стал волонтером потому что..."
Классный руководитель: Коновалова Н.В.
Итогом республиканской профилактической акции стал флэшмоб волонтеров отряда «Забота», которые выразили свое твердое «НЕТ наркотикам».
Тренинг "Профилактика употребления психоактивных и наркотических веществ". Занятие было направленно на формирование у подростков представления о пагубном влиянии ПАВ, потребности в здоровом образе жизни, негативного отношения к вредным привычкам. На занятии присутствовал и принимал активное участие инспектор по делам несовершеннолетних Чечун М.М.
Педагог - организатор : Коновалова Н.В.
Учащиеся Домановской средней школы, волонтёры отряда "Забота" поздравили Лешука Юрия Михайловича и Петрученю Геннадия Петровича с 33 - летней годовщиной со дня вывода войск из Афганистана.
В рамках 6 школьного дня прошло тренинговое занятие "Интернет-зависимость-болезнь века ", ребята определили какие опасности могут подстерегать в интернет сети. А так же и какую пользу можно извлечь, находясь в интернете. В заключении новые члены волонтёрского отряда с опытными волонтёрами обсудили за круглым столом план работы на второе полугодие.
В школе прошла игровая программа "Здравствуй Старый Новый год". Самые маленькие члены волонтёрского отряда "Забота" с учащимися начальных классов провели различные развлекательные игры. В игровой программе участвовали ребята из многодетных семей, из семей, находящихся в трудной ситуации и др. Республиканская акция "Наши дети" подошла к завершению. Всем очень понравилось.
6 января в Домановской средней школе прошла волонтёрская акция "Свет Рождества в каждый дом".
Педагог - организатор: Коновалова Н.В.
11 декабря прошло занятие "Я хочу в волонтеры ". Задача занятия популяризация волонтёрского движения, привлечь внимание учащихся к вопросам волонтерства и добровольчества. Повысить мотивацию к участию в волонтерский деятельности. Итогом занятия стало согласие и прием 8 учащихся 6 и 7 классов в волонтерский отряд "Забота".
Педагог организатор : Коновалова Н.В.
30 ноября в 6 классе прошел классный час совместно с волонтёрами "СТОП СПИД". Ребята узнали о проблеме человечества. Как передается ВИЧ-инфекция. Как нужно себя вести в обществе. В конце занятия ребята получили брошюру "Важно знать!" .
Классный руководитель: Коновалова Н.В.
14 октября прошла акция , посвящённая Дню матери. Волонтёрский отряд "Забота" помогли первоклассникам поздравили их мам с праздником.
9 октября волонтёрским отрядом "Забота" была проведена акция "Чистый лес", приурочена к Году Единства. Ребята оказали свою помощь лесхозу в ликвидации несанкционированных свалок и места захоронения воина в годы Великой Отечественной войны.
Педагог - организатор : Коновалова Н.В.
22 сентября учащиеся 6 класса Домановской средней школы приняли участие в акции, посвящённой "Дню без автомобиля".
Педагог - организатор: Коновалова Н.В.
Акция "Молодое поколение - памяти верны", в рамках недели Народного Единства.
Педагог - организатор : Коновалова Н.В.
13 сентября волонтёрский отряд "Забота" провёл занятия по безопасности в 5 и 7 классах.
Акция "Безопасные каникулы"
Акция "Республиканский Олимпийский урок" физкультминутка"Будь здоров"
Республиканская профилактическая акция «Дом без насилия!»
Урок общения с элементами тренинга "Вне зависимости".
14 октября 2020 года ребятами волонтёрского отряда "Забота" проведена акция ко Дню матери . На улицах аг.Доманово они встречали с поздравлениями здоровья и счастья женскую часть населения.
Коновалова Н.В.
24.09.2020 года педагог-организатор школы Коновалова Н.В. выступила на районном методическом объединении педагогов-организаторов по теме: Организация молодежного волонтерского (добровольческого) движения в Республике Беларусь.