Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Ивацевичского райисполкома
Государственное учреждение образования
"ДОМАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА"
Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Ивацевичского райисполкома
Государственное учреждение образования
"ДОМАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА"
ЗАЦВЯРДЖАЮ Дырэктар дзяржаўнай установы адукацыі "Даманаўская сярэдняя школа" ____________Монцік Л.А. "__"___________20__г. |
1,2,3,4 класы (52 вучні) – 10.45
5,6,7,8 класы (44 вучні) – 11.45
9,10,11 класы (33 вучні) – 12.45
ЗАЦВЯРДЖАЮ Дырэктар дзяржаўнай установы адукацыі "Даманаўская сярэдняя школа" ____________Монцік Л.А. "__"___________20__г. |
Дзяжурства
настаўнікаў па сталовай
Панядзелак | Ляўчук І.І. |
Аўторак | Горбач В.А. |
Серада | Студзянічнік С.В. |
Чацвер | Давыдзік А.У. |
Пятніца | Шыманчык Ю.В. |
УТВЕРЖДАЮ Директор государственного учреждения образования “Домановская средняя школа” _____________ Л.А.Монтик 01.09.2023 |
Комплексная система мер,
направленная на пропаганду здорового питания
и формирование правильного пищевого поведения учащихся
в государственном учреждении образования
“Домановская средняя школа”
Комплексная система мер, направленная на пропаганду здорового питания и формирование правильного пищевого поведения учащихся в государственном учреждении образования “Домановская средняя школа”
Пояснительная записка
Рациональное питание учащихся – это одно из условий создания здоровьесберегающей среды в школе. Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии. Важнейшим условием для поддержания здоровья, высокой работоспособности и выносливости человека является полноценное и правильное питание.
Правильно организованное рациональное питание в детском возрасте служит существенным оздоровительным фактором. Растёт число учащихся с нарушениями зрения, заболеваниями органов пищеварения, с психоневрологическими отклонениями. Причины тому не только учебная нагрузка, неправильный режим дня, но и плохое питание. В связи с этим организация питания во время пребывания учащихся в школе является одним из важных факторов профилактики заболеваний и поддерживания здоровья детей и подростков.
Вопросы организации школьного питания в последние годы вызывают повышенный интерес. Основу предполагаемых подходов составляет внедрение новых схем питания школьников и использование современного высококачественного оборудования, позволяющего обеспечить питание школьников на уровне требований сегодняшнего дня. Состояние здоровья напрямую зависит от питания. Поэтому особое внимание уделяется вопросу организации правильного школьного питания.
Питание должно быть сбалансированным, в течение дня ребенок должен получать необходимый для этого минимум пищевых и минеральных веществ. Если учесть, что большую часть времени дети проводят в школе, то и полноценно питаться они должны в школе.
Необходимость серьезно заниматься формированием культуры питания в системе общего среднего образования обусловлена рядом объективных причин:
- фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, следовательно, здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период;
- в этом же возрасте закладываются и основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усваиваемых ребенком в специально проецируемой деятельности;
- школьный период в развитии наиболее интенсивен в формировании ключевых знаний об особенностях развития человеческого организма, о факторах и способах сохранения и развития здоровья.
С 1 сентября 2023 года государственное учреждение образования “Домановская средняя школа” перейдёт на новые принципы организации питания учащихся.
Главная задача перехода на новые принципы организации питания предоставление качественного, безопасного и сбалансированного питания с учетом вкусовых предпочтений самих учащихся и их родителей (законных представителей).
Для этого Министерством образования Республики Беларусь разработан раздел на Интернет-сайте Министерства «Информационный сборник технологических карт блюд и изделий» (https://edu.gov.by/pitanie/), в который включены новые фирменные блюда, апробированные и нашедшие положительный отклик у детей при проведении эксперимента.
С 01.09.2023 блюда из этого сборника будут включены в примерные двухнедельные рационы для обучающихся учреждений общего среднего образования.
В учреждении образования прием пищи будет осуществляться на трёх переменах: 10.45-1-3 классы, 11.45-4-7 классы, 12.45-8-11классы.
Нормативное правовое обеспечение:
Кодекс Республики Беларусь об образовании;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь 17 января 2022 г. №29 Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь 19 апреля 2023 г. №265 Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2013 г. №317;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь 14 октября 2019 г. № 694 Об организации питания обучающихся;
Методические рекомендации по организации питания обучающихся в учреждениях образования в 2023/2024 учебном году;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь 15 декабря 2022 г. № 870 Об эксперименте по организации питания обучающихся;
Государственный школьный стандарт;
Методические рекомендации по разработке и реализации в учреждениях общего среднего образования Комплексной системы мер, направленной на пропаганду здорового питания и формирование правильного пищевого поведения учащихся.
ЦЕЛЬ: создание условий, способствующих укреплению здоровья, формированию навыков правильного здорового питания и поиск новых форм организации горячего питания.
ЗАДАЧИ:
№ п.п. |
Проводимые мероприятия |
Дата |
Ответственные |
||
I. Создание условий, необходимых для организации мероприятий, направленных на пропаганду здорового питания и формирование правильного пищевого поведения учащихся |
|||||
1.1 |
Изучение нормативных документов по гигиеническим требованиям к организации горячего питания детей и подростков. |
август, сентябрь |
Монтик Л.А., директор; Колтун Н.М., заместитель директора по воспитательной работе |
||
1.2 |
Организация работы бракеражной комиссии. |
август |
Колтун Н.М., заместитель директора по воспитательной работе |
||
1.3 |
Организация работы по обеспечению горячим питанием учащихся. |
постоянно |
Монтик Л.А., директор; Колтун Н.М., заместитель директора по воспитательной работе Гуртовая С.В., шеф-повар |
||
1.4 |
Совещание при директоре «О реализации системы мер, направленных на пропаганду здорового питания и формирование правильного пищевого поведения учащихся». |
один раз в квартал |
Монтик Л.А., директор; Колтун Н.М., заместитель директора по воспитательной работе |
||
1.5 |
Организация пропаганды здорового питания через методическое объединение классных руководителей |
в течение года |
Колтун Н.М., руководитель МО классных руководителей |
||
1.6 |
Исследование уровня знаний учащихся о здоровом питании. |
в течение года |
Классные руководители |
||
1.7 |
Утверждение примерного двухнедельного меню с учетом вкусовых предпочтений по результатам анкетирования родителей и учащихся. |
в течение года |
Монтик Л.А., директор
|
||
1.8 |
Развитие материально-технической базы школьной столовой и улучшение её санитарного состояния. |
в течение года |
Монтик Л.А., директор; Гуртовая С.В., шеф-повар; Гадухина Л.В., заведующий хозяйством |
||
1.9 |
Организация работы по эстетическому оформлению обеденного зала и блюд. |
в течение года |
Гуртовая С.В., шеф-повар |
||
II. Образовательный процесс |
|||||
2.1 |
Неделя правильного питания (организация бесед, встреч, выставок, информационных стендов, подготовка памяток для родителей). |
сентябрь |
Колтун Н.М., заместитель директора по воспитательной работе классные руководители |
||
2.2 |
Проведение бесед, классных часов на темы: - «Режим питания»; - «Правильное питание - залог здоровья»; - «Здоровое питание»; - «Азбука здоровья»; - «Ты есть то, что ты ешь»; - «Обработка пищевых продуктов перед употреблением»; - «Продукты, опасные для здоровья»; - «Болезни, передаваемые через пищу». |
в течение года |
Классные руководители, учителя предметники |
||
2.3 |
Формирование навыков здорового питания на уроках по предметам «Человек и мир», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Физическая культура и здоровье», «Трудовое обучение», «Биология», «Допризывная и медицинская подготовка» |
в течение учебного года |
Учителя-предметники |
||
2.4 |
Организация факультативных занятий «По ступенькам правил здорового питания» (I-IV классы) |
в течение года |
Учителя начальных классов |
||
2.5 |
Проведение конкурсов (видеороликов о здоровом питании, о приготовлении обучающимися полезных блюд, конкурс рисунков, фотоколлажей «Здоровое питание – залог здоровой семьи», плакатов и др.). |
в течение года |
Коновалова Н.В., педагог-организатор, классные руководители |
||
2.6 |
Проведение мастер-классов «Белорусская кухня». |
в течение года |
Учителя обслуживающе го труда |
||
III. Взаимодействие с родительской общественностью |
|||||
3.1 |
Рассмотрение вопроса «Взаимодействие школы и семьи по организации горячего питания учащихся в учреждении образования» на общешкольном родительском собрании. |
сентябрь |
Монтик Л.А., директор школы, Колтун Н.М., заместитель директора по воспитательной работе классные руководители; Ячник И.В., заведующий Домановской врачебной амбулаторией |
||
3.2 |
Анкетирование родителей по определению вкусовых предпочтений учащихся |
в течение года |
Колтун Н.М., заместитель директора по воспитательной работе |
||
3.3 |
День пропаганды здорового образа жизни. Консультации педагога - психолога и социального педагога по вопросам питания учащихся в семье. |
декабрь |
Классные руководители Шклярик Н.Г., педагог-психолог, Соломеник И.И., социальный педагог |
||
3.4 |
Классные родительские собрания «Воспитание культуры питания учащихся» |
в течение года |
Классные руководители |
||
3.5 |
Взаимодействие с родителями посредством интернет-ресурсов, мессенджеров, в очном формате по вопросам питания детей. |
в течение года |
Классные руководители |
||
IV. Информационное сопровождение. Контрольно-аналитическая деятельность |
|||||
4.1 |
Проведение мониторинга удовлетворенности учащихся школьным питанием (анкетный опрос учащихся и их родителей по вопросам качества предоставляемого питания, вкусовых предпочтений учащихся и др. посредством интернет-ресурсов, мессенджеров, в очном формате). |
в течение года |
Колтун Н.М., заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители |
||
4.2 |
Размещение на сайте школы информации по теме формирования правильного пищевого поведения учащихся, а также актуальную нормативную правовую и другую документацию, касающуюся вопросов организации питания. |
в течение года |
Колтун Н.М., заместитель директора по воспитательной работе Бойко В.Г., администратор сайта школы |
||
4.3 |
Педагогический совет «Взаимодействие школы и семьи по воспитанию здорового образа жизни» (с рассмотрением вопроса «О реализации системы мер, направленных на пропаганду здорового питания и формирование правильного пищевого поведения учащихся»). |
март |
Колтун Н.М., заместитель директора по воспитательной работе |
||
4.4 |
Совещание при директоре «О реализации системы мер, направленных на пропаганду здорового питания и формирование правильного пищевого поведения учащихся» |
1 раз в квартал |
Монтик Л.А., директор; Колтун Н.М., заместитель директора по воспитательной работе |
||
4.5 |
Актуализация информации на стенде «Ключи к здоровью» |
сентябрь |
Колтун Н.М., заместитель директора по воспитательной работе |
||
4.6 |
Выставка книг в библиотеке школы «Формула здорового питания». |
постоянно |
Левчук И.И., библиотекарь |
||
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
- улучшение состояния здоровья учащихся по показателям заболеваний, зависящих от качества питания;
- 100% охват питанием учащихся;
- обеспечение благоприятных условий для организации режима питания для учащихся;
- сокращение количества пищевых отходов в школьной столовой.
СОГЛАСОВАНО
Главный врач
ГУ «Ивацевичский районный
центр гигиены и эпидемиологии
___________ Ковыш А.А.
01.09.2023
ЗАЦВЯРДЖАЮ Дырэктар дзяржаўнай установы адукацыі «Даманаўская сярэдняя школа» ____________ Л.А. Монцік |
План работы Савета школы па харчаванні
на 2024/2025 навучальны год
№ н /п |
Від дзейнасці |
Тэрміны выканання |
Адказны |
1 |
Стварэнне Савета па харчаванню, размеркаванне абавязкаў сярод членаў камісіі |
верасень |
Колтун Н.М. |
2 |
Размяшчэнне і абнаўленне інфармацыі на школьным стэндзе, на сайце школы аб арганізацыі гарачага харчавання ў школе |
верасень |
Колтун Н.М., Шыманчык Ю.В. |
3 |
Распрацоўка плана работы Савета па харчаванні |
верасень |
Колтун Н.М. |
4 |
Рэйды праверак прыгатавання якасці ежы на харчблоку |
1 раз у месяц |
Члены Савета па харчаванні |
5 |
Складанне графікаў прыёму ежы навучэнцаў у сталовай |
верасень |
Адміністрацыя школы |
6 |
Складанне графіка работы сталовай, графіка дзяжурства настаўнікаў у сталовай |
верасень |
Адміністрацыя школы |
7 |
Зацвярджэнне прыкладнага меню ў сталовай |
верасень |
Монцік Л.А. |
8 |
Штодзённы бракераж якасці ежы |
штодня |
Бракеражная камісія |
9 |
Кантроль за выкананнем санітарных норм і правіл, іншых патрабаванняў,якія прад'яўляюцца да арганізацыі харчавання навучэнцаў па стварэнні бяспечных умоў пры арганізацыі харчавання |
штодня |
Бракеражная камісія |
10 |
Кантроль за наведваннем сталовай класнымі кіраўнікамі і дзяжурным педагогам |
штодня |
Колтун Н.М. |
11 |
Кантроль выканання натуральных нормаў харчавання навучэнцаў |
штодня |
Гуртавая С.В. |
12 |
Разгляд пытання аб неабходнасці гарачага харчавання навучэнцамі школы на агульнашкольных і класных бацькоўскіх сходах. |
верасень |
Колтун Н.М. |
13 |
Сумеснае пасяджэнне бракеражнай камісіі і Савета па харчаванні |
2 разы ў навучальным годзе (снежань, май) |
Колтун Н.М.. |
14 |
Нарада па пытаннях харчавання з класнымі кіраўнікамі |
2 разы на год |
Колтун Н.М. |
15 |
Культура харчавання, прафілактыка інфекцыйных захворванняў |
Лінейка (верасень, студзень) |
Колтун Н.М. |
16 |
Агульнашкольны бацькоўскі сход "Асаблівасці харчавання школьнікаў у 2024/2025 навучальным годзе” |
верасень |
Монцік Л.А., медработнік |
17 |
Праца з навучэнцамі: - тэматычныя інфармацыйныя і класныя гадзіны; - анкетаванне; - гутаркі аб рацыянальным харчаванні навучэнцаў;
|
на працягу года |
класныя кіраўнікі, медработнік |
18 |
Правядзенне анкетавання "Харчаванне вачыма навучэнцаў" |
на працягу года |
Колтун Н.М. |
19 |
Падвядзенне вынікаў камісіі па харчаванні за першае паўгоддзе |
снежань |
Коўтун Н.М. |
20 |
Аналіз працы Савета па харчаванні і працы харчблока за 2024/2025 навучальны год |
чэрвень |
Колтун Н.М., Гуртавая С.В. |
Адказны па харчаванні Н.М.Колтун
Старшыня Савета:
Колтун Наталля Міхайлаўна, намеснік дырэктара па выхаваўчай рабоце;
Члены Савета:
Шыманчык Юлія Васільеўна, прадстаўнік ад бацькоў;
Канавалава Наталля Васільеўна, старшыня першаснай прафсаюзнай арганізацыі;
Гродзь Марына Рамуальдаўна– кухар школы;
Канановіч Святлана Алегаўна – прадстаўнік ад навучэнцаў школы.
Алгоритм применения постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 августа 2023 г. № 555 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2013 г. № 317»
В связи с принятием постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 августа 2023 г. № 555 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2013 г. № 317» (далее – постановление № 555) разъясняем следующее.
Из постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2013 г. № 317 «О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования» (далее – постановление № 317) исключена норма: «при обеспечении одноразовым питанием за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов обучающихся, указанных в абзаце втором пункта 3 и пункте 6 Положения об организации питания обучающихся, получающих общее среднее, специальное образование на уровне общего среднего образования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2019 г. N 694, размер денежной нормы расходов на питание составляет 60 процентов от соответствующей денежной нормы расходов на питание, утвержденной в соответствии с подпунктом 1.6 пункта 1 настоящего постановления.» (от двухразового питания).
Предоставление школьникам бесплатного питания необходимо производить исходя из размера денежной нормы расходов на питание (далее – денежная норма) по отдельным приемам пищи: на второй завтрак (ужин) 35 %, на обед – 50 % и полдник – 15 % от денежной нормы расходов на трехразовое питание, утвержденной в соответствии с Приложением 6 постановления № 555, в зависимости от возраста учащихся (без повышающего коэффициента 6-10 лет – 4,58 руб., 11-18 лет – 5,4 руб., при организации питания субъектами хозяйствования применяется повышающий коэффициент 1,3: 6-10 лет – 5,95 руб., 11-18 лет – 7,02 руб.).
Аналогичный расчет применяется для платы за питание учащихся, обеспеченных питанием за счет средств законных представителей.
Например,
стоимость питания по приемам пищи для возраста 11-18 лет (V-XI классы): завтрак (ужин) – 1,89 руб./2,46 руб. (с 1,3), обед – 2,7 руб./3,51 руб. (с 1,3), полдник – 0,81 руб./1,05 руб. (с 1,3);
стоимость двухразового питания (обеда и полдника) – 3,51 руб./4,56 руб. (с 1,3).
Обучающимся в V классе с возрастной категорией 10 лет предоставляется питание в соответствии с возрастом по денежной норме для обучающихся 6-10 лет.
В первую смену в качестве одноразового питания учащимся I-IV классов предоставляется второй завтрак, V-XI классов – обед, двухразового – учащимся I-IV классов – второй завтрак и обед, V-XI классов – обед и полдник, трехразового – учащимся I-IV классов – второй завтрак, обед, полдник, V-XI классов – обед, полдник, ужин.
во вторую смену учащимся III-IV, VI-VIII классов в качестве одноразового питания предоставляется обед, двухразового – обед, полдник.
Калорийность второго завтрака определена, в том числе, во вторую смену. В соответствии с пунктом 102 Санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь (далее – Минздрав) от 27 декабря 2012 г. № 206, учебные занятия (занятия) должны начинаться не позднее 14.00 и заканчиваться не позднее 19.30.
Время начала приема (приемов) пищи санитарно-эпидемиологическими требованиями не регламентировано.
Вместе с тем с учетом физиологических потребностей и биологических ритмов человека первым приемом пищи во вторую смену предполагается обед.
Также из постановления № 317 исключены следующие таблицы:
Нормы питания и денежные нормы расходов на питание обучающихся в начальных школах, базовых школах, средних школах, гимназиях, лицеях, гимназиях-колледжах искусств и учреждениях высшего образования при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательных программ специального образования на уровне общего среднего образования, специальных школах, в том числе группах продленного дня, с длительностью пребывания 6-8 часов (двухразовое питание);
Нормы питания и денежные нормы расходов на питание обучающихся в начальных школах, базовых школах, средних школах, гимназиях, лицеях, гимназиях-колледжах искусств и учреждениях высшего образования при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательных программ специального образования на уровне общего среднего образования, специальных школах, в том числе группах продленного дня, при освоении содержания образовательной программы среднего образования с длительностью пребывания 9-10,5 часа (трехразовое питание);
Нормы питания и денежные нормы расходов на питание обучающихся в начальных школах, базовых школах, средних школах, гимназиях, лицеях, гимназиях-колледжах искусств и учреждениях высшего образования при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательных программ специального образования на уровне общего среднего образования, специальных школах на территории радиоактивного загрязнения (одноразовое питание);
Нормы питания и денежные нормы расходов на питание обучающихся в начальных школах, базовых школах, средних школах, гимназиях, лицеях, гимназиях-колледжах искусств и учреждениях высшего образования при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательных программ специального образования на уровне общего среднего образования, специальных школах на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения и в зоне с правом на отселение, а также в зоне проживания с периодическим радиационным контролем для посещающих группы продленного дня (двухразовое питание);
Нормы питания и денежные нормы расходов на питание обучающихся в начальных школах, базовых школах, средних школах, гимназиях, лицеях, гимназиях-колледжах искусств и учреждениях высшего образования при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательных программ специального образования на уровне общего среднего образования, специальных школах на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения и в зоне с правом на отселение для посещающих группы продленного дня (трехразовое питание).
Вместо вышеназванных таблиц постановлением № 555 установлена одна таблица (Приложение 6):
Нормы питания и денежные нормы расходов на питание обучающихся в начальных школах, базовых школах, средних школах, гимназиях, лицеях, гимназиях-колледжах искусств и учреждениях высшего образования при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательных программ специального образования на уровне общего среднего образования, специальных школах, в том числе группах продленного дня, при освоении содержания образовательной программы среднего образования с длительностью пребывания 8-10,5 часов (трехразовое питание).
Натуральные нормы трехразового питания, изложенные в Приложении 6, используются при одноразовом питании (при пребывании в учреждении образования 3,5-6 часов) и двухразовом питании (при пребывании в учреждении образования 6-8 часов) с учетом норм калорийности конкретного приема (приемов пищи) согласно установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям и физиологическим потребностям в энергии (подпункт 2.1 пункта 2 постановления № 555) и использования продуктов в блюдах, входящих в тот или иной прием пищи.
Установленные натуральные нормы питания разработаны Минздравом с учетом результатов проведенного эксперимента по организации школьного питания, содержат увеличенные нормы по отдельным продуктам в сравнении с экспериментом и должны учитываться при разработке примерных двухнедельных рационов питания (пункт 146 Специфических санитарно-эпидемиологических требований, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 августа 2019 г. № 525).
Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Поэтому очень важно сделать правильный выбор. Что такое успешный выбор профессии? Это тот, при котором совпадут три составляющих: возможность, влечение, востребованность. Шеф-повар школы Гуртовая Светлана Васильевна рассказала ребятам о специфике работы повара, об одном из своих трудовых дней. Шеф-повар показала ребятам, что всеми полюбившийся фаст-фуд можно приготовить из полезных продуктов.
Учитель математики и трудового обучения: Шиманчик Ю.В.